Интервью — Елена Пак «Ценности жизни»

«Любовь, дружба, здоровье, родители…» – на листочках бумаги люди пишут о том, чем дорожат больше всего на свете. Ведущая собирает эти листочки и со словами «Вот что наркотик делает с вашими ценностями!» комкает их и швыряет на пол. После такой «шоковой терапии» присутствующие некоторое время приходят в себя, затем разгораются дебаты – как можно, а как недопустимо разговаривать со школьниками о проблемах наркомании, с какого возраста лучше обсуждать эту непростую тему и что говорить, чтобы не вызвать излишний интерес.

Психологи, социальные педагоги, врачи и работники неправительственных организаций собрались недавно в Кокшетау на семинаре «Социальная работа: теория и практика антинаркотического иммунитета». Организованный министерством образования при содействии ОФ «Право», семинар собрал более 50 участников со всего Казахстана. В стенах Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова встретились те, кто ежедневно занимается той самой профилактикой наркомании, о которой так много говорится с высоких трибун. Зачастую специалистам приходится нести эту ношу в одиночку, на ощупь, без единых стандартов и методик. И даже такой важной специальности, как «социальный педагог», уже третий год нет в национальном классификаторе.

Социальный педагог – это достаточно молодая профессия, которая появилась в наших школах в начале сложных 90-х годов, когда общество столкнулось со множеством социально-психологических проблем переходного периода. Государственная идеология воспитания распалась, нужны были люди, которые могут профессионально работать с социально незащищенными слоями населения. Социальная педагогика включает в себя основы педагогики, психологии, социологии, политологии, социальных и педагогических технологий и многое другое. Однако четкого определения, чем должен заниматься социальный педагог, в Казахстане нет до сих пор.

– В школах ввели должность социальных педагогов, но не обозначили функциональных обязанностей, – подчеркнул доктор педагогических наук, профессор Александр Тесленко. – Нужно строго разграничить социальную и психологическую службы, иначе будет страдать результат. Мы также должны развивать институт социальной педагогики, создавать полноценно работающие социальные службы, потому что одного социального работника на большую школу – чрезвычайно мало.

Во многих школах социальных педагогов нет вовсе. Хотя необходимость в таких специалистах велика. Именно социальный педагог работает с детьми из так называемой группы риска, с родителями этих детей, наконец, с другими педагогами – организаторами антинаркотической профилактики. При этом, как подчеркнули на семинаре педагоги, стоит избегать излишнего заигрывания с темой наркомании, чтобы не получить обратный эффект.

– Основа профилактической работы состоит в том, что развитая личность не нуждается в приеме психоактивных веществ, поэтому создание условий для гармоничного развития личности – это лучшая профилактика, – заявила доцент кафедры социальной работы и социальной педагогики Карагандинского госуниверситета Галина Черная. – Сегодня стало ясно, что запретительная модель в профилактике наркомании не работает. Нужны внутренние ограничители – личностная устойчивость.

Специалисты считают, что такую внутреннюю устойчивость к современным соблазнам могут создать организации для школьников. В этом смысле центр Акмолинской области стал удачным местом для проведения семинара. Именно здесь действует союз детских общественных объединений «Жулдыз», который охватывает большое число школьников области. Это своего рода пионерская организация на новый лад. Вся концепция молодежного объединения строится на идее добра, на том, что человек должен научиться помогать себе и другим людям. Если говорить о профилактике наркомании, то именно такие комплексные программы и ежедневная занятость и востребованность ребенка рождают в нем уверенность в себе и желание жить без всяких стимуляторов.

– Почему подросток выбирает суицид, почему начинает употреблять наркотики? – спрашивает начальник Акмолинского областного департамента образования Елена Дмитриенко – и тут же отвечает. – Потому что его охватывает одиночество, со всех сторон предъявляют претензии, а еще – несчастная любовь, а еще – непонимание родителей. Он уходит в себя и иногда не возвращается… Поэтому для ребенка очень важна интеграция в жизни, ведь он живет не только школой, у него множество интересов, и структуры детского самоуправления – это островки демократии. У нас очень популярно движение «брейк данс» – ребята такое выделывают на сцене… Может, они и не получают хороших отметок, зато бросают пить и курить.

Увы, несмотря на усилия педагогов, портрет современного школьника все больше приближается к образу, который яростно рекламируют производители сигарет и алкоголя. Согласно данным соц¬опроса, проведенного Фондом Сороса, более 60% старшеклассников пробовали курить. С 15-18 лет они начинают курить постоянно. К выпускному классу число курящих юношей и девушек выравнивается. Что настораживает больше всего – 12% казахстанских старшеклассников хотя бы раз в жизни пробовали наркотик. Это каждый пятый выпускник! При этом доля мальчиков в два раза превышает количество девочек.

По данным Комитета по борьбе с наркобизнесом МВД, число наркозависимых в Казахстане постоянно увеличивается, уже приближаясь к 60 000. Среди них почти пять тысяч несовершеннолетних детей, более 1200 детей – до 14 лет. От передозировки в этом году умерли 300 человек.

– Тревогу нельзя отразить только цифрами, – считает профессор Александр Тесленко. – Сегодня в среде молодежи употребление алкоголя и наркотиков воспринимается как норма поведения. СМИ популяризируют стиль жизни потребительского западного общества, очень часто, особенно в сельской местности, престиж честного труда падает, происходит большой разрыв между желаниями и возможностями удовлетворить их. Поэтому профилактика должна заключаться не в том, чтобы говорить о наркотиках, а о том, как лучше жить без них. Я также считаю, что все социальные проекты обязательно должны проходить психолого-педагогическую экспертизу.

По итогам семинара педагоги выработали ряд рекомендаций и сразу же передали их в Министерство образования. В первую очередь было заявлено о необходимости вернуть специальность социального педагога в официальный классификатор, чтобы их вновь начали готовить в вузах. Во-вторых – повысить статус социального педагога, потому что невозможно удержать молодого специалиста на этой должности при сегодняшней мизерной зарплате и отсутствии определенности в задачах и функциях. Участники семинара рекомендовали Министерству образования создать координационный центр для социальных педагогов с целью обучения и эффективного взаимодействия. Педагоги и психологи считают, что для эффективной профилактики наркомании среди школьников нужно больше сайтов «с антинаркотическим содержанием», больше доступных организаций, где подросток может занять свой досуг, привлечение к работе НПО и внешкольных учреждений – одним словом, нужен комплексный подход, главным принципом которого должно стать сакраментальное «Не навреди!».

06 окт 2006
<< К списку