До 16 и старше: время подуматьВажнейшей функцией современного общества, обеспечивающего свое самосохранение и воспроизводство, является забота о молодом поколении. Улучшение положения детей в обществе, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучении, развития и социальной защиты — ключевая цель национального развития, обязательное условие прогресса демократического общества. В то же время реальное положение детей и молодежи определяется конкретными возможностями страны, уровнем ее экономического развития, рядом других объективных и субъективных факторов. В условиях глобализации и урбанизации наиболее острой социальной проблемой становиться проблема асоциального поведения подростков в его самых разных формах: табакокурение, алкоголизм, наркомания, преступность, что требует от системы образования особой повседневной превентивной работы среди несовершеннолетних.
В связи с преобразованиями, происходящими в казахстанском обществе, перед педагогикой в целом и системой образования, в частности, встает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы подростка в условиях социально-экономической и политической нестабильности. Актуализируется интерес к психолого-педагогическим проблемам, находящимся на периферии научного анализа. Одной из таких проблем является проблема социальных отклонений, девиантного поведения подростков, превентивной и коррекционно-воспитательной деятельности специализированных служб и учреждений.
Для транзитивного общества характерны такие явления, как ломка социальных стереотипов, изменение системы ценностей, размывание социально-ролевой структуры общества. В современном обществе намечаются тенденции, характерные для поведения мифологического героя Эрисихтона («комплекс Эрисихтона»): разрушение имеющихся культурных традиций; разрушение взаимоотношений человека и природы; навязанные ценности; самопожирание; разрушение самого человека и т.д. Все эти факторы обусловливают возникновение кризиса идентичности, проявляющегося в различных типах, видах и формах девиантного поведения. И хотя глубокий кризис — достояние далеко не всех, те или иные проблемы, связанные с поиском идентичности, встают практически перед каждым человеком. Особенно уязвимы в этом плане подростки, у которых обострено чувство «самости», у которых происходит наслоение двух кризисов: связанного с психогормональной перестройкой организма и кризисом идентичности. Объективно кризис идентичности можно определить как несоответствие сложившейся к данному моменту структуры идентичности изменившемуся контексту ее существования. Субъективно же кризис может переживаться как состояние поиска новых возможностей и решения проблемы (конструктивный кризис) или как состояние неверия в себя и свое будущее, в других людей, депрессии (деструктивный кризис), и как следствие, — демонстрация ценностного отношения к приобретенным или усвоенным социальным нормам, идеалам, ценностям, роли и нравственным качествам.
В Казахстане и странах СНГ, в условиях социально-экономического и духовного кризиса, проблемы детства достигли предельной остроты. Нарастают неблагоприятные тенденции в демографических процессах, состоянии здоровья детей; инфляция, либерализация цен резко ухудшили положение детей, существенно отразились на их питании, условиях быта, образе жизни и т.п. Коммерциализация социальной и образовательной сфер резко ограничила возможности детей и подростков получить полноценный отдых, школьное и внешкольное образование и воспитание, приобщаться к культуре. В результате возрастает подростковая преступность, безнадзорность, бродяжничество и попрашайничество. Среди детей и подростков возрастает число социально обусловленных и социально значимых заболеваний. Проблема токсикомании, наркомании, алкоголизма смещается в более ранние возрастные периоды и быстрыми темпами нарастает.
|