Последнее интервью |
Интервью — Экономическая психология школеА.Н.: В ХХ веке в результате интеграции научного знания на стыке политической экономии и частных экономических наук, с одной стороны, и социальной психологии, с другой стороны, возникла новая дисциплина – экономическая психология. Ее истоки можно найти, прежде всего, в трудах знаменитых экономистов: Адама Смита, признанного основателем экономики как самостоятельной науки, Альфреда Маршалла, создателя микроэкономической теории, Джона Кейнса, автора теории макроэкономики. В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции является «экономический эгоизм», т.е. стремление субъекта к максимизации собственной выгоды, а это, согласитесь, несколько иной пласт научного знания, чем просто психологические аспекты организации производства, экономической жизни общества в целом. А.Н.: Патриархальность экономического сознания проявляется прежде всего в модели экономического поведения наших граждан. Еще в конце ХIХ в. Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» наглядно показал разницу поведенческих моделей и ценностных ориентаций различных социокультурных групп, образно выраженных в пословице: «Протестанты хорошо едят, католики хорошо спят». Поощрение индивидуальных усилий, его активности находят место в мировоззрении и мировосприятии первых (подсчитайте сколько официальных праздничных дней в Германии или в США) и как следствие – развитое производство и потребление, сильное правовое государство. Формирование в этих условиях экономического сознания мотивировано на творческую активность и социальную ответственность, поэтому покупая любой товар, изготовленный в Германии мы уверены в его качестве. Католики, как и мы – евразийцы, привыкли уповать на Божью волю и сильное государство. Особенности нашего национального сознания прекрасно представлено в фольклоре: Иванушка-дурачок лежит на печи и ждет когда можно залезть в одно ухо и вылезти из другого богатым и счастливым, а Алдар-Косе строит свое существование на обмане и хитрости. И сегодня в сфере производства срабатывают не рыночные механизмы, не профессионализм и компетентность, а степень приближенности и лояльности к шефу. Срабатывает принцип конформизма: «поступай так, потому что так делают другие или так делали до тебя». Примеры можно продолжить … А.Н.: Богатство, с точки зрения экономической социологии, это то, что накапливается за многие годы и передается по наследству; то, что позволяет жить безбедно не работая. Если богатому человеку приходится (постоянно, а не временно) подрабатывать, значит он не богатый, а зажиточный., Американский миллионер Дж.Сорос легко может вкладывать свои миллионы в авантюрные мероприятия, не заботясь о их мгновенной финансовой отдаче. Б.Абрамович может потратить миллионы долларов на приобретение английского футбольного клуба «Челси», т.к. это своеобразное вложение капитала в будущее, форма, хотя и рискованная, сохранения и увеличения своего капитала. При этом оба они не работаю, работаю их деньги … А.Н.: Психология денег – мало изученная область в современной психологической науке. В тоже время деньги – реальный атрибут социально-экономической жизни общества. По мере накопления жизненного опыта в процессе социализации личности формируется система взглядов на деньги. В продолжении предыдущего Вашего вопроса можно отметить, что у богатых людей ценность денег субъективно становится ниже, в то время как значимость других благ усиливается, и наоборот, бедные слои оценивают деньги более высоко. А.Н.: Думаю, все зависит от социальной направленности и жизненных целей индивида. Если он стремиться к власти, влиянию, жесткой конкурентной борьбе, самореализации, то рано или поздно он прийдет в бизнес. В условиях нашей страны, конечно главным мотивом предпринимательства была потребность в самовыживании, обеспечении достойного качества жизни. Вырвавшись из цепей жалкого нищенского существования, многие не имея особых личностных интересов и качеств, предпринимательских способностей возвращаются к прежней сфере деятельности или другой более близкой к его природе. И это нормально… нет людей не талантливых, есть люди занятые не своим делом! А.Н.: Бывая в зарубежных поездках я обычно наблюдаю за людьми, их поведением в новых социокультурных условиях. Есть вещи прямо таки бросающиеся в глаза… Прежде всего, западный потребитель избалован ассортиментом и качеством обслуживания. Он хорошо усвоил правило: «Потребитель всегда прав». Уровень правосознания чрезвычайно высок не только у потребителя, но и у продавца. Он не будет продавать просроченные продукты питания своим гражданам (их по заниженной цене он продает в страны третьего мира). Или например, во время рождественских распродаж скидки на некоторые товары доходят до 50% и при этом вы можете быть уверены, что это реальные скидки, а не фиктивные как у нас(когда прежняя цена была так завышена, что даже при 50% скидке вы принесете прибыль продавцу). А.Н.: Безусловно, у каждого подхода есть свои сильные и слабые стороны. Организационно-управленческий подход делает акцент на жестком разделении функциональных обязанностей и линейном руководстве; ролевой – дает большую свободу действий, развивает творчество и инициативу работников; ситуативный исходит из конкретных обстоятельств, позволяя творчески импровизировать и использовать лучшие стороны двух предыдущих подходов. По всей видимости эффективность управления не только бизнесом, но и любой другой социальной сферой зависит от заложенных в нее ценностей и целей (в книге они представлены в виде пирамиды ценностей). Думается, что внимательное ознакомление и анализ алгоритмов стратегии эффективного бизнеса может дать плодотворные идеи и на ниве школьного образования. А.Н.: Мега цель учебного пособия – показать, что современное мировоззрение и профессиональная компетентность предполагает психологизацию сознания, позволяющую успешно адаптироваться к современному обществу. В заключении хотел бы искренне поблагодарить лично Вас, Майя Сапарбековна, редколлегию и моих коллег по ИПК за добрые слова и внимание к моей работе – это лучший стимул для дальнейших научных и учебно-методических изысканий. Спасибо! << К списку |