Интервью — Экономическая психология школе

А.Н.: В ХХ веке в результате интеграции научного знания на стыке политической экономии и частных экономических наук, с одной стороны, и социальной психологии, с другой стороны, возникла новая дисциплина – экономическая психология. Ее истоки можно найти, прежде всего, в трудах знаменитых экономистов: Адама Смита, признанного основателем экономики как самостоятельной науки, Альфреда Маршалла, создателя микроэкономической теории, Джона Кейнса, автора теории макроэкономики. В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции является «экономический эгоизм», т.е. стремление субъекта к максимизации собственной выгоды, а это, согласитесь, несколько иной пласт научного знания, чем просто психологические аспекты организации производства, экономической жизни общества в целом.

А.Н.: Патриархальность экономического сознания проявляется прежде всего в модели экономического поведения наших граждан. Еще в конце ХIХ в. Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» наглядно показал разницу поведенческих моделей и ценностных ориентаций различных социокультурных групп, образно выраженных в пословице: «Протестанты хорошо едят, католики хорошо спят». Поощрение индивидуальных усилий, его активности находят место в мировоззрении и мировосприятии первых (подсчитайте сколько официальных праздничных дней в Германии или в США) и как следствие – развитое производство и потребление, сильное правовое государство. Формирование в этих условиях экономического сознания мотивировано на творческую активность и социальную ответственность, поэтому покупая любой товар, изготовленный в Германии мы уверены в его качестве. Католики, как и мы – евразийцы, привыкли уповать на Божью волю и сильное государство. Особенности нашего национального сознания прекрасно представлено в фольклоре: Иванушка-дурачок лежит на печи и ждет когда можно залезть в одно ухо и вылезти из другого богатым и счастливым, а Алдар-Косе строит свое существование на обмане и хитрости. И сегодня в сфере производства срабатывают не рыночные механизмы, не профессионализм и компетентность, а степень приближенности и лояльности к шефу. Срабатывает принцип конформизма: «поступай так, потому что так делают другие или так делали до тебя». Примеры можно продолжить …

А.Н.: Богатство, с точки зрения экономической социологии, это то, что накапливается за многие годы и передается по наследству; то, что позволяет жить безбедно не работая. Если богатому человеку приходится (постоянно, а не временно) подрабатывать, значит он не богатый, а зажиточный., Американский миллионер Дж.Сорос легко может вкладывать свои миллионы в авантюрные мероприятия, не заботясь о их мгновенной финансовой отдаче. Б.Абрамович может потратить миллионы долларов на приобретение английского футбольного клуба «Челси», т.к. это своеобразное вложение капитала в будущее, форма, хотя и рискованная, сохранения и увеличения своего капитала. При этом оба они не работаю, работаю их деньги …

А.Н.: Психология денег – мало изученная область в современной психологической науке. В тоже время деньги – реальный атрибут социально-экономической жизни общества. По мере накопления жизненного опыта в процессе социализации личности формируется система взглядов на деньги. В продолжении предыдущего Вашего вопроса можно отметить, что у богатых людей ценность денег субъективно становится ниже, в то время как значимость других благ усиливается, и наоборот, бедные слои оценивают деньги более высоко.
Различны мотивы и формы накопления и сбережения денег у разных психологических типов людей, они во многом зависят от уровня социально-экономического развития страны и системы общекультурных ценностей в обществе. Поведение человека в мире денег высвечивает все грани его личности. Не случайно древние проверяли личностные качества человека деньгами и властью.

А.Н.: Думаю, все зависит от социальной направленности и жизненных целей индивида. Если он стремиться к власти, влиянию, жесткой конкурентной борьбе, самореализации, то рано или поздно он прийдет в бизнес. В условиях нашей страны, конечно главным мотивом предпринимательства была потребность в самовыживании, обеспечении достойного качества жизни. Вырвавшись из цепей жалкого нищенского существования, многие не имея особых личностных интересов и качеств, предпринимательских способностей возвращаются к прежней сфере деятельности или другой более близкой к его природе. И это нормально… нет людей не талантливых, есть люди занятые не своим делом!

А.Н.: Бывая в зарубежных поездках я обычно наблюдаю за людьми, их поведением в новых социокультурных условиях. Есть вещи прямо таки бросающиеся в глаза… Прежде всего, западный потребитель избалован ассортиментом и качеством обслуживания. Он хорошо усвоил правило: «Потребитель всегда прав». Уровень правосознания чрезвычайно высок не только у потребителя, но и у продавца. Он не будет продавать просроченные продукты питания своим гражданам (их по заниженной цене он продает в страны третьего мира). Или например, во время рождественских распродаж скидки на некоторые товары доходят до 50% и при этом вы можете быть уверены, что это реальные скидки, а не фиктивные как у нас(когда прежняя цена была так завышена, что даже при 50% скидке вы принесете прибыль продавцу).
Современному обществу потребления свойственна эксгрупповая психология, так называемая «догоняемая бедность», суть которой в престижном потреблении. Для молодежи в большей мере, чем для взрослых, свойственно хорошо деваться, выглядеть не хуже других. Модные джинсы, дорогая куртка, кроссовки, плейер и многое другое, чем обладают дети более состоятельных родителей, формируют некоторые образцы, на которые ориентируются дети тех, кому подобные вещи не по карману. Если покупка модных вещей для родителей из состоятельных семей может пройти незаметно, то на бюджете родителей бедняков это сказывается очень заметно. Если первые затрачивают на них ¼ часть семейного бюджета, то вторые — 2/3. Относительная цена престижных покупок для бедных гораздо выше. Престижное потребление вынуждает многих жить не по средствам. Выходцы из бедных семей тяготятся своим положением и своей семьей, материальный уровень которой не позволяет жить лучше. На этой почве возникает конфликт поколений, дети обвиняют родителей в том, что они не умеют жить как все, не умеют или не хотят «делать деньги», даже пренебрегая нормами морали. В результате дети бедняков изыскивают незаконные способы получения дохода.
Вот вам и педагогический аспект экономической психологии…

А.Н.: Безусловно, у каждого подхода есть свои сильные и слабые стороны. Организационно-управленческий подход делает акцент на жестком разделении функциональных обязанностей и линейном руководстве; ролевой – дает большую свободу действий, развивает творчество и инициативу работников; ситуативный исходит из конкретных обстоятельств, позволяя творчески импровизировать и использовать лучшие стороны двух предыдущих подходов. По всей видимости эффективность управления не только бизнесом, но и любой другой социальной сферой зависит от заложенных в нее ценностей и целей (в книге они представлены в виде пирамиды ценностей). Думается, что внимательное ознакомление и анализ алгоритмов стратегии эффективного бизнеса может дать плодотворные идеи и на ниве школьного образования.

А.Н.: Мега цель учебного пособия – показать, что современное мировоззрение и профессиональная компетентность предполагает психологизацию сознания, позволяющую успешно адаптироваться к современному обществу.
Современное образование – неотъемлемый элемент социально-экономической системы. На мой взгляд, экономические и социально-психологические знания чрезвычайно важны и полезны для каждого гражданина нашей страны. Это требование времени! Конкретно материалы этого исследования будут полезны для формирования системы экономической и потребительской социализации школьников.
В будущем возможна организация авторского спецкурса или семинара повышения квалификации по данной проблематики для руководящих работников системы образования, а также учителей социально-гуманитарного цикла.


В заключении хотел бы искренне поблагодарить лично Вас, Майя Сапарбековна, редколлегию и моих коллег по ИПК за добрые слова и внимание к моей работе – это лучший стимул для дальнейших научных и учебно-методических изысканий. Спасибо!

<< К списку