Свежая работа

Распространение наркотических средств и наркомании среди молодежи являются одной из существенных составляющих в динамике криминогенной обстановки во многом связанной с ухудшением социально-экономической ситуации в стране. За последние десятилетия существенно изменилось отношение населения, в том числе молодежи, к наркотикам. Это изменение характеризуется, прежде всего, выраженной тенденцией к либе...

Образование в Республике Казахстан: социокультурные полюса разлома

Образование в Республике Казахстан: социокультурные полюса разлома

Социология образования. 2009. №2 С. 31-43.

 

Народы, как и люди, имеют свой характер, свою личность и свою судьбу. Для одних важно, чтобы жизнь была комфортабельной и удобной, для других – осмысленна и добра. Одни строят жизнь на принципе конкуренции и в своей карьере идут «по головам», принимая проигрыш, как спортсмены, и считают вполне естественным, что «чемпионы» жизни живут во дворцах, «аутсайдеры» – в хижинах, а сошедшие с дистанции неудачники – на скамейках в парке, на свалках, в канализационных люках, под мостами. Других же больше устраивает жизненный порядок, основанный на взаимной выручке: взаимопомощи, коллективизме, солидарности. Все стремятся к добру, но то, что есть добро и что есть зло в разных культурах понимают по-разному. Для одних богатство и достаток выглядят только привлекательней на фоне нищеты и осознаются как свидетельства достоинств обладателя «священной частной собственности». В глазах других народов стремление к чрезмерному богатству – грех. Богатство – дар дьявола, искушение, а не заслуга.

Обычно термин «культура» рассматривается в широком смысле как «совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям», а в узком – как «просвещенность, образованность, начитанность, гуманизм». По нашему мнению, более точным является определение Нейла Смелзера: «Культура – система ценностей, представлений о жизни общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни» [11, с.654].

В современной науке представлено множество подходов, которые не исключают друг друга, а реализуют разные планы рассмотрения. Так социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в культуру; организационное поведение в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека.

Термин «социокультурное» в литературе последнего времени трактуется как процесс взаимодействия социального и культуры, т.е. понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека [1]. В названном процессе изучаются три структурных компонента: значения, ценности и нормы, и конкретные действия, с помощью которых объективизируются и социализируются названные значения, ценности и нормы. В идеальном варианте речь идет о составлении социокультурной таблицы, включавшей как характеристики множества культур различных социальных слоев и групп, так и выявление взаимодействия указанных культур. В этом случае «социокультурное» понимается как социальное пространство, в котором творит социальный субъект. Специфика социокультурного подхода состоит в том, что он интегрирует три измерения человеческого бытия: человека в его соотношении с обществом, характер культуры, тип социальности [10]. Важно отметить, что для прогнозирования поведения человека как представителя определенной социокультурной среды необходимо изучить влияние всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать как полноценному члену общества. Под социокультурной средой мы будем понимать конкретно-исторический организм, характеризующийся определенным типом культуры, определяющей сложившуюся систему ценностей.

 
<< К списку