Музыкальные субкультуры в Казахстане

Власти Казахстана не препятствуют развитию музыкальных субкультур. Но казахстанские рэперы и рокеры с трудом находят доступ к массовой аудитории. На музыкальном рынке они не выдерживают конкуренции с «попсой».

Если вести отсчет от первого рок-фестиваля, соответствующее музыкальное направление развивается в Казахстане уже более двадцати лет. В конце 80-х начале 90-х годов вокруг рока был ажиотаж на фоне перестройки, гласности, ощущения свободы и новых перспектив.

Стало возможно открывать рок-клубы, устраивать концерты. В Алма-Ате, культурном центре республики, появились свои популярные рок-группы — «Триумвират», «Акцент», «Альтернативная космонавтика», «Молот ведьм», «Черный принц» и другие. Тогда казалось, что открывается дверь в новый мир. А потом стало понятно, что в мире свободы тоже есть свои законы – законы коммерции, например.

Что такое настоящий «казахстанский рок»?

Группа «Субкультура» из Усть-Каменогорска начинала играть панк 18 лет назад. Ударник группы Владислав Яборов говорит, что заработать на роке в Казахстане тогда было невозможно, а теперь – очень непросто. «Мы только совсем недавно стали расценивать свою деятельность как работу, как способ заработать, — рассказывает музыкант. — До этого музыка была не более чем увлечением, хобби».

Группа «Субкультура» сейчас регулярно выступает. Кроме них, на слуху такие группы, как «Мотор-Роллер», Fridays, Blus Motel из Алма-Аты, «Адаптация» из Астаны, карагандинцы Cry Baby, актюбинская команда «Адаптация» и некоторые другие. Но, как и двадцать лет назад, казахстанские рокеры живут в своей замкнутой тусовке. Снять клип очень дорого, поэтому на телеэкране рокеров увидишь редко, там сплошь звучит сладкая поп-музыка. В основном рок-группы выступают в клубах и ресторанах, чаще всего исполняя на заказ публики мировые рок-хиты, реже – собственный материал. 

Существует ли такое отдельное явление, как «казахстанский рок»? По мнению социолога, профессора Евразийского гуманитарного института из Астаны Александра Тесленко, казахстанские субкультуры, в том числе музыкальные, до сих пор остаются вторичными. «Мы ничего пока своего не создаем и вряд ли в ближайшем будущем создадим. Мы вошли в глобальное пространство и пока являемся пользователями, потребителями этого пространства глобальных знаний, глобальных достижений, глобальных имиджей», — говорит Александр Тесленко.  

Музыкант Владислав Яборов отчасти согласен с этим, но считает, что в Казахстане все-таки есть незначительная часть рок-коллективов, творчество которых можно считать самобытным. Это фолк-рок, опирающийся на казахскую народную музыку. Яркий пример жанра — группы «Уркер», «Улытау». Что же касается групп, которые пишут песни на русском языке, то ментально они является частью так называемого «русского рока». «Но, в любом случае, вся музыка рождается не в Казахстане и не в России, — отмечает Владислав. — Вся музыка, все веяния приходят к нам с Запада».

Казахстанские субкультуры аполитичны

Кроме рокеров, в Казахстане есть свои рэперы, металлисты, эмо, готы. Александр Тесленко, проводя социологические исследования в среде молодежи, пришел к выводу, что в большинстве случаев молодые казахстанцы, увлекаются субкультурами лишь поверхностно. Это что-то вроде игры, желание примерить на себя необычную социальную роль.

«Например, любая субкультура строится на идеологии. Возьмите эмо или готов. Чаще всего наши тинейджеры используют внешние атрибуты. Когда начинаешь подробнее с ними общаться, стараешься понять, а в чем же сама идеология этой субкультуры, оказывается, что молодые люди ничего об этом и не знают», — рассказывает профессор. 

Откровенно рок-музыку, как и другие музыкальные стили, власти в Казахстане никогда не преследовали. Хотя, с другой стороны, каких-то ярко выраженных бунтарских групп в республике и не было. Более того, с точки зрения Александра Тесленко, представления о субкультурах, протестующих против устоев общества, уже давно устарели. Те же рокеры были бунтарями в 70-80-е годы в Советском Союзе. «Это был протест против советской системы запретов, системы двойной морали, — говорит социолог. — Сегодня в нашем обществе существует много остатков из советской системы, но молодежь с этим не борется».

Александр Тесленко отмечает, что причина аполитичности молодежи лежит на поверхности – у молодых людей сегодня на самом деле не так много проблем. Их современный герой, созданный масс-медиа, – это потребитель, главная цель которого — материальное благополучие. 

Рэперы идут к публике через интернет

Казахстанский рэпер со стажем Такежан считает, что сейчас рэп вытесняет рок-музыку в качестве средства самовыражения для активной молодежи. Он видит среди молодых рэп-музыкантов интересных авторов, которые создают смысловые тексты. В основном это, конечно, не политические или социальные темы, но своеобразная «уличная философия жизни».

Не имея средств, чтобы продвигать свое творчество через радио или телевидение, молодые рэперы мастерят треки в домашнем компьютере и публикуют их в интернете. Если там есть, за что зацепиться, например — сильный текст, то публика это оценит, уверен Такежан. «Мне кажется, что очень талантливые рэперы могут продвинуться из андеграунда через какие-то сетевые ресурсы, через рингтоны. У них есть шанс таким образом выйти на массовую аудиторию», — говорит музыкант.

Сам Такежан известен как, пожалуй, единственный рэпер в стране, затрагивающий в текстах социальную проблематику. Например, в 2009 году он опубликовал в интернете трек «Агашкин рэп» — о всемогуществе так называемых «агашек», коррумпированных чиновников. Композиция получила определенную популярность среди молодежи, интересующейся рэпом. «Среди высокопоставленных агашек я не выступал, поэтому не могу сказать об их реакции, — рассказывает Такежан. — Но многим журналистам песня понравилась, потому что после того, как я разместил ее в интернете, многие журналисты звонили, выражали свой респект, брали интервью и говорили, чтобы я продолжал в том же духе».

Первые рэп-коллективы в Казахстане появились в середине 90-х, но потом долгое время заметных команд в этом стиле не было слышно. Недавно получили популярность молодые группы Ghetto Dogs, Metis´s, «Гильдия». Такежан предсказывает казахстанскому хип-хопу бурное развитие в скором будущем. С одной стороны, этому способствует все более доступный для молодежи интернет. Но, с другой стороны, все, опять-таки, зависит от условий на музыкальном рынке. Рэп будет продвигаться, если продюсеры увидят, что спрос на эту музыку в стране действительно есть.

Автор: Ольга Корнеева
Редактор: Наталья Позднякова