Рок-музыка

«Ничто так сильно не меняет нравы и обычаи людей как музыка» 
Джу Шин (Shu Ching, VI в. до н.э.)
 
«Я понял, что эта музыка проникает в молодежь потому, что ее ритм совпадает с ритмами в их организме. Я знал, что никто и ничто не сможет вышибить эту музыку из них… Они будут ее носить в себе всю свою жизнь»
Хэл Цинглер (Hаl Ziеglеr, журнал Lifе, 28 июня 1968)

Рок-му́зыка (англ.Rockmusic) — обобщающее название многих направлений музыки, существующих с середины 1950-х годов. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.

Тема для обсуждения: в общественном мнение укрепился стереотип: «Рок – это агрессия и насилие». Действительно разные формы насилия все больше пестрят в рок-музыке. Так, например, в песне, озаглавленной «Я убиваю детей» гр. «Dеаd Кеnnеdy,» мы слышим: «Я убиваю детей. Я любуюсь, когда они умирают. Я убиваю, чтобы заставить плакать их матерей. Я давлю их под колесами моего автомобиля и с удовольствием слушаю крики их. Я кормлю их отравленными конфетами и порчу их праздник Халловин. Я убиваю детей, ударяя их головой об двери. Я убиваю детей и с нетерпением жду, чтоб добраться до вашего.» В альбоме «Hеll Аwаits» гр. «Slayеr» слышен призыв: «Без всякой видимой причины, просто убивай и снова убивай. Даже если ты переживешь мои зверские порезы, я буду тебя преследовать до конца.»На пластинке «Irоn Маidеn» герой песен Еddy — человек, убивающий с огромным наслаждением. Согласно специалистам по сатанизму, песня пластинки «АC/DC,» озаглавленная «Night Prоwlеr» («Ночной хищник»), вдохновляла убийцу Richаrd Rаmirеz убить около 30-ти человек. В этой песне есть такие слова: «Никто тебя не предупредит, никто не крикнет «Тревога!» — пока ты не почувствуешь, что стальное лезвие торчит из твоей спины. Я — хищник, охотящийся за тобой.»
 
Параллельно с внешней агрессивностью разрушительное настроение может оказаться направленным против самого слушателя музыки. Одно из исследований показало, что из 700 самых популярных песен «тяжелого металла:» 50 процентов говорят об убийстве, 35 процентов о сатанизме и 7 процентов о самоубийстве (USА Тоdаy, 11 окт. 1985, стр.10). Некоторые композиторы рок-музыки проповедуют самоубийство — иногда намеками, а иногда прямо. Так, например, композитор Оzzy Оsbоurnе в песне «Suicidе Sоlutiоn» говорит: «Самоубийство — это единственный путь к освобождению.» В песне «Suicidе\’s Аltеrnаtivе» поется: «Мне надоела жизнь — она несносна. Я подавлен и устал — никому до этого нет дела. Я противен сам себе — не хочу жить. Надоела жизнь — пора умереть. Самоубийство — это выход.» «Пожертвуй жизнью и соверши самоубийство. Сделав это во имя сатаны, ты станешь бессмертным, как и он!» — так поется в одной из песенок, посвященной Люциферу группой «тяжелого металла.»

 

Материал для обсуждения
Разрушение психики (Андрей Дерягин, Февраль 2002).
О деструктивном характере воздействия рок-музыки не только на духовно-нравственное, но и на психофизическое состояние человека написано уже очень много. Результаты экспериментов, оценивающих влияние рок-ритмов на животный и растительный мир, поражают своей мрачной очевидностью. Но тем не менее на практике все остается по-прежнему: поп-музыка продолжает быть, можно сказать, неумолкаемым фоном современной цивилизации…
 
Нейрохирурги Иллинойского университета, изучая феномен воздействия музыкальных ритмов на подкорковые области головного мозга, пришли к выводу о существовании новой патологии — синдрома, который они назвали «ритмический токсикоз.» Большая часть пораженных новой болезнью — рок-фанаты и завсегдатаи дискотек. «Согласно гипотезе, выдвинутой учеными, звуковые сигналы определенного ритма и тембра разрушительно воздействуют на иммунную систему человека, что может привести к необратимым последствиям» [1].
 
Как бы ни были губительны физиологические действия рока, его психологические действия являются еще более страшными. Достаточно перечислить психоэмоциональные травмы, которые наиболее часто встречаются в медицинских и психиатрических анализах докторов Мак Раферти, Грэнби Блейна, Бернарда Сэйбела, Вуолтера Райта, Фрэнка Гарлока, Тома Аллена: изменение эмоциональных реакций, вытекающее из сдерживания стремления к неконтролируемому насилию; утрата способности к сосредоточению; ослабление контроля над умственной деятельностью и волей; сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию и даже галлюцинации; серьезные нарушения памяти, мозговых функций и нервно-мускульной координации; гипнотическое или каталептическое состояние, превращающее личность в подобие зомби; депрессивное состояние, особенно при сочетании музыки и наркотиков; необузданные порывы к разрушению, вандализму после концертов и т. д. [2]
 
Известный на Западе музыкальный терапевт Адам Книст в отчете о десятилетнем исследовании характера воздействий поп-музыки на человека пишет: «Основная проблема действия поп-музыки на пациентов, которыми я занимался, обусловлена мощностью звука, который вызывает истощение, панику, нарциссизм, расстройство пищеварения, гипертонию, необычайное наркотическое состояние. Рок не является безобидным времяпрепровождением, это — наркотик, более смертоносный, чем героин.»
 
О невозможности существования в пространстве поп-культуры и сохранения при этом нравственной и телесной чистоты говорят результаты исследований группы врачей под руководством Боба Ларсена: «Низкочастотные колебания, созданные усилением бас-гитары, к которым добавляется повторяющееся действие бита, в значительной мере влияют на состояние спинномозговой жидкости. Эта жидкость, в свою очередь, непосредственно влияет на слизистые железы, регулирующие секрецию гормонов. Нарушается равновесие половых и надпочечных гормонов, происходит изменение уровня инсулина в крови. Результат: различные функции контроля нравственного торможения спускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются.»
 
Хотя медицинский аспект воздействие поп-музыки на человеческий организм изучен уже достаточно хорошо, на практике выводы исследователей совершенно игнорируются. И вовсе упускается из виду другая, неведомая религиозно несведущему исследователю опасность.
 
Такой, можно сказать, главной опасностью, которую несет в себе поп-музыка, является ее оргийная, мистериальная природа. И дело вовсе не ограничивается чисто внешним заимствованием «музыкальных ритмов у африканских племен и в среде «вуду» [3] в Латинской Америке и на Гаити» [4]: связи между рок- и языческой мистериальной музыкой значительно глубже.
 
Христианская антропология говорит о двухсоставности человеческого естества, образующегося сочетанием души и тела. Мистериальное действо предполагает воздействие на человека как на совокупность этих двух составляющих. Путем такого воздействия достигается состояние максимально возможной открытости человека по отношению к падшим ангелам духовного мира — мира «начальств, властей, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).
 
Необходимо учесть, что неотъемлемой частью мистериальных оргийных культов являлось использование различных способов для снятия естественных как психических, так и соматических защитных механизмов человека. Для достижения этого результата в языческих храмах использовались световые моделировки, особым образом ритмически выстроенные песнопения, необычные звуковые эффекты, курения различных наркотических веществ и тому подобные методы вывода человека в экстатическое «внечеловеческое» состояние. «Нетрудно понять, как действовало на посвященных мистериальное богослужение, сопровождаемое световыми и звуковыми эффектами, в подборе которых египетские жрецы были великие мастера» [5].
 
Все эти технологии живы и сегодня: ни один крупный концерт поп-музыки не обходится без использования стробоскопов, лазерных «пушек,» искусственных задымлений, стихийных танцев (в лучшем случае) в партере и употребления публикой различных «тонизирующих» средств. Таким образом, через участие в дискотеках и поп-концертах, воспроизводящих, по сути, механику языческих богослужений, человек, может быть, неосознанно, но тем не менее закономерно подготавливается к возможному посвящению в неоязыческих культах. Ниже приводится описание языческой оргии, которое даст возможность на конкретном примере убедиться в структурном сходстве (если не тождестве) поп-концертов и оккультных мистерий.
 
«…Несколько стариков и две пожилые женщины методично раскачивались из стороны в сторону, притопывая ногами в ритм барабанным ударам. Некоторые из присутствующих находились, по-видимому, под воздействием напитка, выпитого ими из тыквы. Вдруг в этой тиши забил барабан — все быстрее и быстрее, пронзительно прорезался звук какой-то китайской свирели. Сочетание очень низкого и очень высокого звучания [6] начали давать свой эффект, люди постепенно раскачивались, и, кажется, что-то проговаривали наизусть, повторяя слова за одним из «посвящающих.»
 
Ритм ускорялся, и я вдруг стал сознавать, что из стороннего наблюдателя начал превращаться в участника этого чудовищного и в то же время захватывающего зрелища. Я стоял поодаль — и одновременно находился в этом круге трепещущих тел, мое тело находилось там, даже не среди этой толпы, но в неких сферах, где пребывало наше общее сознание.
 
Кажется, не было сил противиться этому порыву, ритм пробирался куда-то внутрь, мышцы стали непроизвольно дрожать и сокращаться [7]. Странное возбуждение и в то же время какая-то удивительная отстраненность, будто бы вверяешь свое тело этому ритуалу.
 
Повсюду раздавались крики, люди размахивали руками. Это был хаос, подчиненный какой-то странной, неописуемой закономерности. Движения людей ускорялись, ритм убыстрялся. В принципе спокойные китайцы, которые несколькими часами раньше по-деловому обсуждали со мной какие-то насущные проблемы, казалось, превратились в буйных эпилептиков. Мужчины падали на землю вместе с женщинами, бесстыдно овладевая друг другом. Казалось, здесь сконцентрировалось все, что должно противоречить веками устоявшимся традициям нравственной и благопристойной жизни.
 
Это был один из праздников местной секты, проводимый два раза в год. Правда, вряд ли сами жители этой деревушки считают себя членами одной из крупнейших тайных религиозных сект в Восточной Азии, где состоит по самым приблизительным подсчетам более миллиона человек. Они не знают друг друга, не знакомы с иерархией и даже основами веры. По сути, и секты никакой нет — ведь вся деревня и состоит в этой секте, которую они нередко называют емким словом «Путь» (Дао). Это — причудливое переплетение деревенских верований в духов-хранителей, буддизма, даосизма, строгих конфуцианских догм морали, которые при этом порой превращаются в собственную противоположность» [8].
 
Поп-культура — не менее «причудливое переплетение» стремления к различного рода дешевым удовольставиям с религиозным невежеством. А религиозное невежество, как, впрочем, и всякое невежество вообще, всегда ведет человека к пустоте. Именно эта духовная пустота порождает «потерянные поколения» — поколения людей, потерявших среди пустых пепсикольных бутылок себя…