Молодежная культура в Республике КазахстанВместо предисловия А.Н.Тесленко (г.Астана, Казахстан) СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: СУБКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД In the article “Youth Socialization in Kazakhstan: subcultural approach ” by Alexander Teslenko there is examined “youth culture” phenomena according to process of socialization. Youth socialization as an integrated process of organization and self-organization (self-reflection) in rapidly changing socium is possible if, there is a proper acknowledgement of person priority as a subject of social relation. Realization of this position is more successful in the limits of youth culture. Analysing the youth culture as social and cultural system author of the article convincingly reveals the characteristics, factors and mechanisms of alternative means of socialization. He presents classification of youth subcultural movements in Kazakhstan. Отношение общества к молодежи, положение и роль молодежи в обществе становятся сегодня лакмусовой бумажкой на его современность и способность быстро прогрессировать. Молодежь – своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ. Как носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, и т.п.), молодежь – ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, ибо по природе она противник консерватизма и застоя. Таким образом, молодежный возраст сегодня – это понятие не столько демографическое, сколько социальное и политическое. В общественном мнении молодежь обычно ассоциируется с понятиями «молодежная субкультура», «youth culture». Субкультура (subculture) – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и являющейся ее прямым генетическим порождением. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре (М.Брейк, Р.Швендтер). Субкультуры, как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более социетальном контексте». [1] Молодежная субкультура как социокультурная система характеризуется следующими особенностями:
Основными факторами, во многом предопределяющими возникновение и развитие альтернативных способов социализации, формирования общественных взаимоотношений являются:
Решающим фактором активизации процессов группообразования, интеграции и организационного оформления взаимоотношений молодежи и социума, по мнению Г.И.Забрянского, является аутсайдерство, превращающееся в серьезное препятствие для удовлетворения социальных притязаний молодежи, ее потребности в самореализации, самоутверждении и т.д. Отсюда, доминирующими стимулами объединения, вхождения в группу являются:
Аутсайдерство – то общее, что сближает молодежное субкультурное сообщество и притягивает ее членов друг к другу. Это социально-психологическая действительность, которая питает образование неформальных групп с антиобщественной ориентацией, а ограничение возможности удовлетворения потребностей и реализации интересов ускоряют превращение субъективной готовности к выбору противоправных способов протеста и самореализации в объективную реальность. Если обществу не удастся создать для всех молодых людей (не зависимо от того, какое место в обществе занимают их родители и в какой социально-территориальной зоне они проживают) одинаковые возможности для проявления и полной реализации, в будущем можно ожидать эскалацию молодежного насилия, цинизма, жестокости. В основе молодежного асоциального поведения непреодолимого желания молодого человека (на уровне бессознательного и инстинктивных импульсов) лежит стремление включиться в группу и прежде всего участвовать в «коллективной агрессии». В нормальных условиях потребность в групповой идентификации удовлетворяется внутри культуры и через посредничество культуры. Если же обстоятельства мешают этому, то молодой человек удовлетворяет свою потребность в групповой идентификации, выбирая «объект замещения» (З.Фрейд), причем может быть самый не подходящий. Например, как показали исследования, подростки начинают употреблять наркотики частично от скуки, однако в первую очередь из желания принадлежать хоть к какой-нибудь группе. Точно так же они втягиваются в полукриминальные и преступные банды, которые отличаются от неформальных групп молодежи отсутствием культурной традиции и часто не имеют иной цели, кроме реализации агрессивных импульсов. Фактически иначе, чем через «МЫ» неформальной общности, молодой человек никак не представлен в своем сознании. Лишь подчиняясь ритуалу неформальной группы, некоторым нормам поведения и общения, заменяющим ему реальный язык жизни, он оказывается способным вычленить себя из временного и пространственного континуума. По сути, каждый из членов группировки существует не как отдельный индивид, а лишь как «маска» общности, как «роль», способ действия, предписанный «маске». Реальное воспроизводство ритуала общения напоминает мифологическое сознание и, по всей видимости, представляет собой его современную разновидность. Генерационное отчуждение молодежи, выступающее в качестве психологического антонима «Мы – Они», особенно явственно проявляется на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодого поколения: есть «наша» музыка, «наша» мода, «наше» общение, а есть «папино/мамино». Другими словами, это отдельный мир, который приносит молодежи ощущение самостоятельности и самодостаточности. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межпоколенным) аспект отчуждения молодежной субкультуры – культурное отчуждение, т.е. отрыв молодого поколения от многообразия культурного наследия. Можно предположить, что и евразийские, и западные молодежные субкультуры – результат осознанного поиска новой идентичности, выстраивания нового стиля. Для молодежных субкультур Запада источником конструирования романтизированного и идеализированного образа отличной от наличной цивилизации или культуры («культурный миф» или «культурная утопия») стали буддийский Восток, Африка, культура североамериканских индейцев и т.д. В отличие от отечественной практики это было именно конструирование, нежели заимствование: образ чужой культуры очищался от неприемлемых черт, пополнялся собственными интерпретациями культурных феноменов. Для постсоветского пространства таким источником стал Запад.[2] Причем, если в России западные образцы субкультурных стилей во многих случаях перерабатывались и переосмысливались в соответствии с особенностями российского менталитета (хиппи — «Митьки» и т.д.), то в Казахстане заимствовался уже готовый российский «полуфабрикат». Но за последние десять лет, из полуподпольной субкультуры в лице запиленных дисков и магнитоальбомов она превратилась в сферу шоу-бизнеса и стала частью актуальной (массовой) культуры. Де-факто, Казахстан на карте субъектов «youth culture» отсутствует. Казахстанская молодежь – потребители зарубежной (дальних и ближних) духовной продукции. Казахстанские «юзы» (от англ. youth – молодой человек, юноша) практически не имеют своих поп-идолов, молодежные музыкальные программы («31-канал», Ас-ТВ, Шахар) безлики и безидейны (в смысле собственных идей). И дело здесь не в отсутствии профессионалов или технической базы, главное – казахстанцы, как молодые, так и старые не осознают себя единым народом. Современное казахстанское общество представляет собой «поле битвы» двух больших разно ориентированных социальных групп, двух противоречащих друг другу тенденций. С одной стороны, это та часть общества, которая воспитана в рамках русской культурной традиции, и потому ориентирована на ее продолжение в Казахстане независимо от степени его политической независимости. С другой, сторонники самобытности казахской национальной культуры, ее самодостаточности и независимости от воздействий других культур, и в первую очередь русской, а это предполагает создание этнокультурного и суверенного Казахстана. В самом общем виде речь идет об ориентациях на Запад и Восток.
Понимание социокультурного дуализма казахстанского общества позволяет по новому взглянуть на происходящее в молодежной среде. Клановое мышление проникает во все сферы общественной жизни, всячески мешая формированию единого культурного поля, в котором представители разных наций и социальных групп имели бы общие ценности и ориентиры. Культурный вакуум, наблюдаемый в Казахстане, создает общую картину бездуховности и апатии, царящих в умах молодых казахстанцев.
С этих позиций классификация молодежных культур, разработанная применительно к странам Европы и Северной Америки, в условиях Казахстана должна быть значительно модифицирована.
Т.Б.Щепанская дополняет данную классификацию широко представленной на постсоветском пространстве религиозно-мистической субкультурой (кришнаиты и т.п.), спортивной (культуристы, качки) и интеллектуальной (хакеры, КВНщики). А.А.Шмелев проводит типологизацию по субкультурным атрибутам: идеология, образ жизни, внешний вид и форма одежды, музыкальные предпочтения и т.д.[4] Нам не известны попытки типологического анализа молодежных субкультур в Казахстане, кроме попытки автора с научной точки выявить региональную особенность данного социокультурного феномена в рамках исследовательского проекта «Образовательная и молодежная политика Республики Казахстан в свете Программы «Казахстан-2030» на базе НИЦ «Евразийство».[5] В целом молодежного неформального движения в Казахстане свойственна субкультурная диффузия, смешение различных направлений моды и идеологий. Преобладают субкультуры гедонистически-развлекательного толка (рэйверы, роллеры и т.д.). Субкультуры, по-Сергееву С.А. относимые к анархо-нигилистическим или радикально-деструктивным, в настоящее время маргиналы среди молодежных субкультур. Это относится к разного рода субкультурам религиозного толка (кришнаиты, вахабиты, лимоновцы, сатанисты и т.д.), сексуальной ориентации (гомосексуалисты). Конспиративный характер многих из них затрудняет их подробное и объективное описание. Наконец, криминальная молодежная субкультура, расцвет которой приходится на конец 80-х – начало 90-х гг. Анализ современной ситуации позволяет нам выявить два основных направлениякриминальной молодежной субкультуры:
Организованная преступность, используя новые социальные условия, стремительно вторгается во все сферы экономической и общественной жизни, активно вовлекая в свои ряды молодежь. Правоохранительные органы регистрируют стабильное увеличение групповых преступлений в шести регионах страны из шестнадцати: Алматинская область (0,1%), Атырауская область (5,8%), Восточно-казхстанская (6,9%), Карагандинская область (7,0%), Кызылординская (95,9%), Кустанайская (4,0%), Павлодарская область (2,2%), Южно-казахстанская область (23,7%). Особенно резкий рост наблюдается в городах Алматы (63,1%) и Астана (78,3%) /383/. Приемы вовлечения используются самые разные: на уровне дворовой группы оно происходит почти в игровой форме, умело подается романтика уголовного мира, используются элементы игры в заурядных кражах, провоцируются территориальные «разборки» между различными молодежными группировками, в ходе которых преступники выступают в роли третейского суда. Рекрутированная таким образом молодежь, в основном учащиеся школ, ПТУ, безработные, доказывая свою верность «воровским законам», терроризируют сверстников, забирают деньги, требуют приносить ценные вещи и продукты питания. Проникновение преступной идеологии в молодежную среду подтверждает то обстоятельство, что в сознании некоторой части подростков и более старшей молодежи укрепляется мнение о том, что быть судимым, носить знаки принадлежности к уголовному миру чуть ли не признак высочайшей доблести.
Современное общество лишено того единого основополагающего центра, вокруг которого вращается социальная жизнь. В этой связи следует отметить, особые формы социокультурной дифференциации, примеры которой мы уже можем наблюдать. Молодые люди практически целиком ориентируются на центры и местной среде не принадлежат. Это продуктивно с точки зрения социальных новаций – возрастает мобильность молодежи, ее готовность осваивать новую территориальную, профессиональную, научно-техническую, культурную среду, что является первостепенно важным в условиях транзитного состояния общества в эпоху НТР. Но создает и ощутимые дисгармонии в воспитании молодежи, в общем процессе ее социализации. Способность к новациям развивается в ущерб усвоению долговременных социально-культурных норм и ценностей, способность ориентироваться в техногенной среде – в ущерб общекультурной интеграции.
Последнее выводит нас к сфере молодежного досуга. Социальная коммуникация является цементирующим началом жизнедеятельности современного человека. Львиная доля времени, сил молодого человека посвящается учебной или производственной деятельности, которая автономна по отношению с местной среде, территории. Информация, нормы, правила, все то, что мы называем в быту «модой» не идут от местной среды. СМИ, индустрия развлечений нивелируют досуг жителей разных регионов, придавая ему единое измерение. Престижные модели досуга привносятся в провинциальную среду извне, идут из крупных культурных центров. Мало того, они порождают свой тип социума, альтернативный базовому. Как альтернатива «официальных» институтов социализации, формируются своеобразные «контр-группы» досуга. И если идентификация личности в рамках формальных групп (студенческая группа, производственный коллектив, семья) ослабевает, то идентификация с группами досуга, напротив, усиливается. В конце 60-х – начале 70-х годов, столкнувшись с острыми социально-педагогическими проблемами, западное общество обратилось к феноменологии, усилило влияние гуманистической психологии – вместо утопии светлого будущего, уходящего за пределы сегодняшнего дня, оно предложило утопию досуга, создающую контрсистему гедонизма и действующую уже сегодня – в конце рабочего дня, рабочей недели, годового цикла. Вместо принципа социальной утилизации досуга (досуг как восстановление сил для труда, средство “всестороннего развития личности” и т.п.) был выдвинут принцип индивидуалистического присвоения досуга личностью, рассматривающей его исключительно как способ социально не контролируемой самореализации (с позиций «самоактуализации» А.Маслоу, «самореализации» Э.Фромма). Свобода творчества, ушедшая из официальных институтов социализации, была компенсирована досугом как временем социокультурного творчества – раскованных личностных импровизаций. Западная цивилизация пошла на риск асоциального досуга, осознавая то, что индивиды, совращенные досугом, не хотят возвращаться в лоно социальных институтов, к бремени повседневных обязанностей. Риск социальной детренированости, демобилизации поколений несомненно существовал и существует, но он того же порядка, как риск предпринимательства или научного творчества.
Может быть, нонконформизм молодежного досуга есть один из способов прерывания инерции развития личности, которые сегодня встречаются с недоверием, а завтра, не исключено, станут насущными? Думаю, данный прецедент не заставит себя долго ждать. Во-первых, с одной стороны, значительная часть молодых казахстанцев в силу возрастной предрасположенности стремиться к самореализации и самоутверждению, с другой – в казахстанском обществе велика потребность в харизматических личностях, которые проявить себя в полной мере и без опасных последствий могут лишь в youth culture. Во-вторых, то противостояние восточного менталитета западному, которое сегодня рассматривается как проблема, завтра может родить ту форму толерантной культуры, к которой стремиться весь мир. И если для других стран, эта тенденция носит, скорее, форму ожидания и желательных изменений, то для поликультурного Казахстана такая форма социокультурной интеграции органически необходима. Находясь на стыке Запада и Востока как в географическом, так и культурно и политическом смысле, Казахстан испытывает необходимость практического решения этой проблемы, т.к разность мировосприятия ощущается здесь более напряженно, поскольку различные в самой своей основе культуры соседствуют в каждом конкретном казахстанском городе или селе. Друзья, я жду ваших исследовательский, литературных, творческий материалов по актуальным проблемам молодежной культуры. Приглашаю вас к заинтересованному диалогу! Пишите! Тема для дискуссии: «Есть молодежная культура в Исламе?» Быть может, с точки зрения мусульманина, вообще нельзя говорить об этом? Ведь что стоит за выделением понятия? Практическое обособление и даже отчуждение стиля жизни молодежи от взрослых … а ни в Коране, ни в Сунне молодость не актуализируется. Более того, само это понятие возникло в европейском обществе в середине ХХ века, в период отказа от патриархальных устоев вообще и норм христианской религии в частности, и ее последствия для христианского мира разрушительны. Выпустив джинна «молодежной культуры» на свободу, европейцы породили массу проблем: обострился конфликт поколений, более того – масс-медиа в качестве идеала жизни теперь представляют образ вечно веселящегося юнца, бесконечно танцующего и потребляющего беспрерывно товар за товаром. В центре общества потребления – идол молодежности. Как итог: взрослым быть скучно, а старым вообще – стыдно, умирать – страшно и неприлично. Здесь способно возникнуть предложение: давайте тратить деньги на бесконечное омоложение, то есть, сопротивление природе!
У этого идола много разных жертв. Один из них – депопуляция, физическое вымирание населения Европы и Северной Америки. И если рассматривать молодежную культуру в таком виде, возникает вопрос: что делать такой псевдокультуры и ее идолов – вырабатывать контрмеры или позитивно ей противостоять? И главное – как это делать?! |